Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы
ДОО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, направленных
на социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка
на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из таких целевых
ориентиров выступает проявление в различных видах деятельности воображения,
фантазии, творческих способностей.
1. В настоящее время расширился круг инновационных программ развития ребенка в
ДОО. Современный образовательный процесс содержит комплекс
проблем,
затрудняющих эффективность решения вопросов творческого развития личности.
Среди них можно назвать следующие:
— переход к личностно ориентированной модели воспитания еще полностью не
завершен, при этом признаки учебно-дисциплинарной модели сохраняются в
педагогических традициях, например, обучать, ориентируясь на «среднего» ребенка и
качество исполнительской деятельности, ограничивать проявление самостоятельности и
неординарности в пределах педагогических задач и пр.;
— использование в обучении нескольких приоритетных направлений, программы
которых настолько насыщенны, что исключают возможность специальной работы по
развитию творческих способностей;
— недостаточное владение технологией развития последних и, как результат, оценка
преимущественно продукта детского творчества, а не динамики его развития.
2. Формирование творческих способностей дошкольников требует реализации
определенных принципов:
— свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставлять
ребенку выбор (никто не любит навязанных действий, поэтому необходимо разнообразие
дидактического материала, изобразительных средств, дающих возможность ребенку
сделать свой выбор, например в изготовлении поделки);
— открытости — не только обучать, но и воспитывать стремление к знаниям и
саморазвитию; использовать открытые задачи, имеющие разные пути решения,
допускающего варианты условий, набор вероятных ответов;
— деятельности (деятельностный подход) — предполагает освоение дошкольниками
знаний, умений, навыков, т.е. педагог готовит для каждого ребенка свой набор для опыта,
обследования предмета и т.д.; формирование умений самостоятельно применять знания в
разных областях, моделях и контекстах, дополнять знание, находить новые простейшие
связи;
— обратной связи — предполагает рефлексию педагогической деятельности и
деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня
развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей.
3. Методы и приемы формирования творческих способностей дошкольников
возможно классифицировать и разделить на группы.
Нахождение различных путей и вариантов решения задач, развитие воображения:
— дополнение рисунков;
— сочинение рассказов;
— постановка вопросов к одной картине;
— придумывание заголовков к рассказам;
— составление предложений с использованием 2—3 заданных слов;
— завершение предложения различными способами;
— конструирование предмета из данных материалов;
— называние всевозможных способов употребления предметов;
— усовершенствование заданного предмета (изменить игрушку так, чтобы с ней было
интересно играть);
— нахождение разных вариантов классификаций наборов предметов, фигур, букв;
— составление из заданных элементов большого количества предметов;
— придумывание возможных вариантов следствий необыкновенных событий;
— нахождение общего между заданными предметами или явлениями.
Использование предметов в другом качестве
— необычное использование знакомых вещей (перечислить все возможные способы);
— использование геометрических фигур (назвать как можно больше предметов, в
которые входят заданные геометрические фигуры);
— «спроси — угадай» (перечислить все возможные варианты причины и следствия
изображаемой ситуации).
Развитие словесного творчества Основу этой группы методов составляют
рекомендации, данные Дж. Родари, который предлагал приемы развития словесного
творчества детей:
— игра в рассказчика;
— бином фантазии;
— техника «фантастических гипотез»;
— деформирование слова;
— «продолжи стих»;
— «рисунок в несколько рук»;
— «перевирание сказки»;
— «придумывание историй»;
— «сказки наизнанку»;
— «салат из сказок»;
— «карты на стол»;
— «начало и конец»;
— «ассоциативное поле».
Вопросы о предметах и объектах
Альтернативное применение:
— можно ли данный объект использовать иначе?
— как использовать по-другому, если немного изменить?
— на что данный объект похож, что он напоминает?
— на кого данный объект похож, кого он напоминает?
— какие у вас возникают идеи, когда вы смотрите на данный объект?
Изменение:
— можете ли вы изменить цвет данного объекта, размер, форму, звук, запах,
направление движения?
— какой неожиданный поворот в изменении этого объекта вы могли бы придумать?
— можете ли вы изменить свой голос, прическу, внешний вид?
— можно ли улучшить, усовершенствовать данный объект?
Уменьшение:
— можно ли сократить данный процесс по времени?
— как сделать этот объект меньше, короче, легче, тоньше, слабее?
— можно ли сделать этого человека менее заметным?
— что еще можно облегчить, укоротить, убрать?
Увеличение:
— как увеличить продолжительность этого процесса?
— можно ли удлинить этот объект, сделать его больше, тяжелее, сильнее, толще?
— что сделать, чтобы человек стал заметнее, ярче?
— что еще можно усилить, увеличить, добавить?
Замещение:
— можно ли заменить название?
— что еще можно использовать вместо этого?
— кто мог бы успешно заменить этого человека?
— можно ли вместо этого использовать другой механизм?
— можно ли это сделать в другом месте, в другое время?
Перемещение:
— могут ли эти люди поменяться своими местами, делами?
— можно ли поменять части местами?
— как это сделать в другой последовательности?
— можно ли перевернуть данный объект, вывернуть наизнанку?
Планируя свою деятельность с детьми, воспитатель может ставить целью развитие
воображения и творческой активности, используя подходящую тему недели. Ниже
представлено комплексно-тематическое планирование в рамках тематической недели «В
гостях у сказки» для детей старшей группы.